18 июня в Еврейском общинном центре "Римон" состоялась встреча с Григорием Умановым - профессором, доктором педагогических наук. Для общины Григорий Абрамович - человек особенный, стоял у самых истоков организации, среди энтузиастов, решивших - у евреев Алматы будет общий дом!
На улице проливной дождь, а в общинном центре - тепло и уютно. Выбравшиеся в "нелетную" погоду в "Римон", не пожалели. В зале много молодежи. Ее всегда волнуют неординарные личности, дорога к самореализации и успеху.
Мероприятие открыла директор Хэсэда "Полина" Инесса Чугайнова: "Мы начинаем цикл встреч с людьми, добившимися признания и при этом неизменно идентифицировавших себя с еврейским народом. Эти встречи рассчитаны, в первую очередь, на молодежь, но, думаю, будут интересны всем поколениям".
Григорий Абрамович рассказывает о себе: "Мне 79 лет. Родился в Москве, на Арбате. Отец был военным, и по месту его службы семья жила в Полтаве. В июне 1941 года он ушел на работу, а оттуда - на фронт. Просто позвонил маме и сказал: "Не волнуйся. Через месяц все закончится. Скоро увидимся". Самые ранние впечатления от войны - радость. Десятилетний мальчишка, наконец-то, мог вволю бегать по городу в поисках интересного, собирать осколки от снарядов, не ходить на уроки нелюбимой скрипки. Фашисты продвигались в глубь страны и хозяйка квартиры, где жила семья Умановых, сказала: "Скоро придут настоящие хозяева и все наладится. Плохо будет только жидам, да большевикам". После чего мама решила: "Мы - и те, и другие, нам лучше уехать". Так семья оказалась в узбекском Коканде, где их нашел в 1944 году отец, направленный на работу в Алма-Ату. Гриша Уманов окончил школу, исторический факультет университета и стал работать… в детской трудовой колонии с полутора тысячами заключенных. Здесь случилась судьбоносная встреча с удивительной женщиной, преподавателем, Раисой Григорьевной Лемберг. Ей, за своевременно сказанные слова и поддержку, Григорий Абрамович благодарен всю жизнь: "Молодой человек, вам надо писать". И он писал после рабочего дня закрытую диссертацию на материале колонии. В 1965 году защитил кандидатскую и стал работать в Казахском педагогическом институте имени Абая. В тридцать восемь лет защитил докторскую. Приглашали работать в Москву, но не хотелось расставаться с любимой Алма-Атой. Позднее работал в США, Израиле, Швейцарии, Франции, Японии, неизменно возвращаясь в, ставший родным, город".
Интерес молодежи к мэтру отечественной педагогики показали многочисленные вопросы. Не обошли и "пятый пункт" - Вы гордитесь своим еврейством? "Я - еврей. И никогда не скрывал этого. Но как можно гордиться тем, что дал В-вышний? Гордиться можно только тем, что сделал сам. Горжусь Израилем - в дикой обстановке, на клочке земли, создать такое государство! И есть такие евреи, которым руки не подам. Для меня важен человек, а не его национальность. На иврите и идиш не говорю. Знаю немецкий, казахский, немного английский. Казахстан - уникален. Казахи - этнические интернационалисты, они кочевали от Урала до Венгрии и по пути впитывали все разнообразие культур. Мне всегда везло на встречи с хорошими людьми самых разных национальностей".
Общение получилось живым и неформальным. С первого ряда просили телефон школы, созданной Умановым. Григорий Абрамович, рассказывая об учреждении первой еврейской организации в Алматы, выразил благодарность Александру Барону: "Он - не политик, он - талантливый врач. Благодаря его усилиям, и программы Хэсэда работают, и газета "Давар" выходит, и книги о евреях издаются". На вопрос как удается сохранять такую физическую форму, подтянутый мужчина сказал скромно: "Ничего не делаю. По утрам бегаю по пять километров". В заключение Григорий Абрамович дал совет молодежи - "пробуйте себя в разных специальностях. Я в жизни не раз начинал все заново. И это давало мне силы и интерес идти дальше".
Людмила Стародубова
|