С
именем Юрия Вайшптока связано почти сорок лет казахстанского кинематографа. Учась
во ВГИКе (1949 год) он впервые столкнулся с культурой Казахстана, во время прохождения
практики у Петра Пашкевича на съёмках фильма "Алитет уходит в горы".
В картине снимались тогда начинающие, а сегодня составляющие гордость казахстанского
киноискусства актеры: Нурмухан Жантурин, Гульфайрус Исмаилова, Кененбай Кожабеков.
Разумеется, Вайншток не подозревал, что позднее судьба вновь сведёт его с этими
людьми.
Он прожил сложную, но интересную жизнь.
Вайншток
Юрий Менделевич (настоящее имя - Юда, но все его звали Юрой) родился в 1924
году в Варшаве. Рано осиротел и потому воспитывался в сиротском приюте. Когда
фашисты оккупировали Польшу, он подростком оказался в Минске, затем война погнала
его дальше - в Казань.
Воевать Юрий Вайншток не смог,
подвела сильная близорукость. Поэтому стал работать на заводе. После войны поступил
учиться в художественное училище (с детства любил рисовать). После училища был
ВГИК, где Юрий Менделевич получил диплом художника кино.
Работал
оформителем в Харькове, художником на Ашхабадской киностудии, а в 1953 году приехал
вАлма-Ату на местную киностудию художественных и документальных фильмов.
В
тот момент Шакен Айманов снимал картину "Дочь степей". Юрий Вайншток
стал ассистентом художника-постановщика этого фильма. Таким образом,
в Алма-Ате он встретился с Шакеном Аймановым и художником Павлом
Зальцманом, людьми, оказавшими влияние на процесс шлифовки таланта Вайнштока.
Позднее, на фильме "Мы здесь живём" Вайншток познакомился с оператором
Марком Берковичем. До конца жизни Юрий Менделевич пронес дружбу с этими классиками
казахстанского кинематографа.
Вайншток
был профессионалом, трудился с полной отдачей до самой своей смерти в 1991 году.
Участвовал в создании около сорока художественных и документальных фильмов. Среди
них вы найдете немало работ, входящих в "Золотой фонд" отечественного
кинематографа: "Наш милый доктор", "Сказ о матери", "Алдар-Косе",
"Ангел в тюбетейке" и др.
Кроме того, как художник
он не мог равнодушно взирать на окружающую его природу, на встречающихся ему людей.
У его дочери Галины осталось большое творческое наследие мастера - наряду
с эскизами и раскадровками к кинофильмам есть и замечательные натурные этюды и
зарисовки пейзажей и портретов.
Пусть память о человеке и художнике
Юрии Вайнштоке будет светлой!
Надежда
Полонская |