Сейчас, в XXI веке, когда мир гудит от потрясений, национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте - страшном проявлении античеловечности, унесшем жизни шести миллионов евреев.
В павлодарском Хэсэде почтить память жертв Холокоста собрались те, кто пережил ужасы оккупации и эвакуации, и те, кто знает об этом только из рассказов дедушек, бабушек, из книг и фильмов. В День Катастрофы в Хэсэде "Рахель" была открыта стена Памяти тех, кто прошел Холокост и 86-ти евреев-павлодарцев, которые погибли, защищая Родину.
Мы помним Григория Моисеевича Зайденварге, он всю жизнь не мог забыть о том, как каждый день находился на волоске от смерти, потому что был евреем. Как работал в шахте и не худел от недоедания, удивляя эсэсовцев, ждавших, когда же можно будет отправить его в печь?
Мы помним Зиновия Савельевича Шейнина, который провел три страшных года в Бухенвальде. Его спас немецкий врач. На протяжении трех лет, каждый день он видел, как исчезают люди с желтой звездой на груди.
Свечу Памяти зажгла Валентина Борисовна Сахарова, которая трехлетним ребенком попала в Минское гетто. Их семья не успела эвакуироваться. В живых, из всей семьи, осталась только она одна.
Михаил Михайлович Мильванов помнит, как двенадцатилетним мальчишкой, при эвакуации детского дома, оказался под бомбежкой, потерял друзей, как голодный и оборванный искал себе убежище. Его приютила тетя Вера в деревне Ладыжино. После освобождения Украины он приехал в родное местечко Смотрич, где проживало четыреста шестьдесят еврейских семей и узнал, что их всех, якобы для отправки в Палестину, увезли в степь, к вырытой яме, и расстреляли.
Фима Рахмилович Гонтмахер до сих пор хранит в сердце благодарность к простой деревенской женщине Анне и ее дочери Нине - они прятали его маленького, с мамой, у себя дома, и никто из соседей, за все четыре года, не узнал, что у них в подполе живут евреи. Иногда, поздно ночью, маленького Фиму в мешке выносили подышать свежим воздухом.
В нашем Хэсэде выпущена самиздатовская книга памяти об эвакуации. Дети войны - Владимир Михайлович Шнееров, Лев Борисович Толчинский, Марта Владимировна Сидоровская, Элеонора Борисовна Нейман, Майя Давыдовна Шаргородская, Лев Александрович Белан, Яков Аронович Бер, вспоминают, как страшно было во время эвакуации - голодно, бомбежки.
Фаина Павловна Свечинская, председатель этнокультурного центра "Мерказ", в своем выступлении сказала, пусть наши дети, внуки и правнуки не узнают, что такое война, и хорошо, что сегодня собрались и стар, и млад, так воспоминания не уйдут бесследно.
Хана Мееровна Лобченко, историк и составитель хэсэдовской книги памяти, рассказала, что в момент эвакуации ей было три года, но ее детские воспоминания хранят и голод, и страх бомбежек.
От молодежи выступил Александр Целовальников: "Мы не знаем, что такое война, не знаем, что такое голод, только по рассказам наших бабушек и дедушек. Я с удовольствием участвую в проекте "И расскажи внуку своему…", потому что ваши воспоминания - это уроки, которые мы должны знать и помнить".
Девочки читали стихи о Холокосте - Ксения Петрова "Бабий Яр", Полина Энгель "Варшавское гетто", Даша Хильман "Расстрелянные звезды". Холокост забывать нельзя, потому что подлость и зло не знают раскаяния.
Ирина Тверитнева |