Как мы уже рассказывали читателям нашего сайта, в Алматы завершил работу II Международный фестиваль Новой музыки "Наурыз-ХХI". Одним из гостей фестиваля стал Бенджамин Юсупов, родившийся в Баку, а сегодня живущий в Израиле. Кому, как не ему, знать все о современном композиторе:
- Вы уже второй раз в Алматы. Кто из казахстанских композиторов успел заинтересовать вас?
- К сожалению, у меня хронически не хватает времени, чтобы познакомиться с ними поближе. Хотя я очень люблю казахскую народную музыку, в этом году одна из целей моего приезда - поближе познакомиться с ней.
- Как показывает практика, современная музыка - что классическая, что поп, что рок - развивается за счет этнических корней:
- Да, но очень важно, чтобы это не было зеркальным перенесением того, что делают народные музыканты, в нашу сферу. Чтобы это была энергия народной силы. Например, Чайковский не использовал народную музыку дословно (в отличие от композиторов "Могучей кучки"). Но он ощущается именно как русский человек XIX века. А для того чтобы это ощущение было, надо очень любить свое искусство и те корни, которые нас питают.
- Вы в очень сложной ситуации, в вас прорастает и еврейская музыка, и восточная. И российская школа благодаря московскому образованию дает о себе знать.
- Мне помогает то, что я еврей. Я принадлежу к нации, которая уже две тысячи лет крутится между разными народами и странами и впитывает в себя разные культуры. Тем более что сейчас совершенно иная ситуация, чем даже лет пятьдесят назад. Благодаря современным средствам коммуникаций вы можете слушать любую музыку из какой хотите страны.
- Похоже, что у нас в Казахстане композитор - это не профессия, а хобби. То, без чего не может обойтись душа. Как сделать, чтобы любимое дело помогало еще и зарабатывать?
- Это очень больная тема, и однозначного рецепта нет. Самое главное - надо писать хорошую музыку. Кроме того, важно обычное житейское везение, чтобы тебя услышали и поддержали. Я недавно читал письма Чайковского. Мы думаем, что вот он родился таким великим композитором, но на самом деле, когда он только появился в Москве, он был никому неизвестен и писал довольно средние сочинения. Если бы его не поддержал Николай Рубинштейн, не помогли другие люди, еще неизвестно, создал ли он свою Шестую симфонию.
- Почему композиторы практически всегда не поняты своими современниками?
- Для того чтобы создавать хорошую музыку, надо идти на 20-30 лет впереди своего времени. Это и есть главная проблема. Если мы идем просто в ногу со временем, то мы уже отстаем. А когда опережаешь, не всегда бываешь понят.
- Композиторы зачастую скептически относятся к масс-культуре и поп-звездам. Дескать, и мы могли бы так же, но считаем ниже своего достоинства. А ваша точка зрения?
- Мы немного пренебрегали популярной музыкой и теми законами, на которых она основана. Мы - я имею в виду классических композиторов. Я думаю, что сегодня мы уже поняли, что надо быть более гибким и использовать этот опыт тоже. Например, мое последнее сочинение называется "Виола танго рок концерт". Кстати, его с большим успехом уже исполнил Максим Венгеров. Он и играл, и танцевал танго. Мы должны все время двигаться вперед и менять наши концепции. Если мы застынем, то нас это уничтожит.
По материалам www.express-k.kz
|